Страдание машин
Страдание машин
Нехватка чипов сокращает мировое производство автомобилей
«Коммерсантъ» от 06.05.2021, 20:00
Потери автопрома от дефицита полупроводниковых чипов в первом полугодии могут достичь 2 млн машин, подсчитали в Oxford Economics. В агентстве говорят о все более заметной нехватке микросхем, что видно и из отчетности и сообщений крупнейших глобальных автоконцернов. Сейчас производители чипов ожидают полного решения проблемы не ранее чем в 2022 году, а производители машин прибегают не только к сокращению производства, но и упрощают компоненты, чтобы использовать минимум чипов.
В первом полугодии мировое производство автомобилей может снизиться на 2 млн штук из-за дефицита полупроводниковых чипов, полагают в Oxford Economics. «Список крупных мировых промышленных игроков, сообщающих о дефиците, растет с каждым днем, и его влияние на производство становится видимым,— пишет агентство.— По нашим оценкам, из-за этого фактора общее мировое производство автомобилей в первом полугодии может сократиться на 2 млн единиц».
Дефицит чипов для автопрома возник во всем мире после того, как весной 2020 года на фоне коронавируса автоконцерны сократили заказы. А последующее восстановление автомобильной отрасли, сопровождавшееся ростом спроса на полупроводниковые компоненты со стороны других секторов, произошло слишком быстро для того, чтобы производство чипов сумело наверстать прежние объемы: цикл производства микросхем достигает полугода и более. “Ъ” сообщал, что с проблемой столкнулись и российские поставщики электроники для автопрома, хотя в крупнейших отечественных концернах проблемы до сих пор не признают.
В начале года IHS Markit оценивал потери автопрома более скромно, говоря о недопроизводстве из-за недостатка полупроводников в первом квартале около 1 млн автомобилей по всему миру (около 5% от общего выпуска).
Ожидалось, что проблема решится во втором квартале. Но сейчас речь идет о 2022 годе и лишь частичной компенсации потерь отрасли в июле—декабре этого года.
Дело в том, что в марте на заводе Renesas Semiconductor Manufacturing Co. в Японии произошел пожар, что дополнительно осложнило ситуацию с доступностью чипов. До этого — в феврале — проблему усугубили снежные бури в Техасе, где крупные производители чипов были вынуждены остановить или сократить производство.
Как сообщает в своем исследовании Oxford Economics, объем продаж полупроводников в стоимостном выражении растет — сейчас он на 15% выше, чем в тот же период 2020-го, и на 20% — 2019 года. «Спрос на полупроводники подогревает смещение расходов с сектора услуг на товары и рост спектра продукции, где эти компоненты являются критическими,— поясняется в исследовании.— Ситуацию усугубляют попытки Китая сформировать запасы полупроводниковых изделий в ожидании торговой войны между Китаем и США».
Масштаб проблемы не следует недооценивать, предупреждают в Oxford Economics.
«Обычно недостаток полупроводников быстрее и больнее всего бьет по небольшим компаниям,— поясняют в агентстве.— Но в этот раз о сокращении производства уже заявляют многие крупные международные корпорации, что позволяет предположить, что лишь немногие сектора останутся не затронутыми этой проблемой».
О «ребалансировке» производства с целью направления полупроводников туда, где они больше всего необходимы, уже сообщил Samsung, Microsoft и Sony сократили выпуск новых игровых приставок, напоминает Oxford Economics.
В связи с этим Oxford Economics, ранее также прогнозировавшая более скромное сокращение выпуска автомобилей — на 1 млн единиц, изменила прогноз на 2 млн. «Это может сократить мировой ВВП в первом полугодии на 0,1%, причем в Германии падение будет больше — 0,3% ВВП, а в США — 0,2%»,— пишет Oxford Economics.
В крупнейшей компании сектора Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. говорят, что начнут удовлетворять минимальные требования клиентов из автопрома к июню, но ожидают, что нехватка автомобильных чипов может продлиться до начала 2022 года.
Автопроизводители продолжают массово сообщать о сокращении производства именно на фоне нехватки микросхем: например, Stellantis говорит о потере примерно 11% от запланированного объема производства в первом квартале, ожидая, что «второй квартал 2021 года будет хуже», а улучшение прогнозируется во втором полугодии. Американская Ford, получив рекордную с 2011 года чистую прибыль в первом квартале, также предупредила, что глобальный дефицит будет усиливаться, и нехватка микрочипов может привести к сокращению объема производства вдвое во втором квартале. Volkswagen уже пришлось сокращать или приостанавливать производство на некоторых заводах, и в компании солидарны, что во втором квартале влияние этого дефицита может быть еще более выраженным. В конце апреля впервые о корректировке в сторону снижения объемов производства на фоне этой же проблемы объявил BMW, речь шла о двух предприятиях — в Великобритании и Германии.
Помимо сокращения производства, автоконцерны идут и на другие шаги для стабилизации ситуации.
В частности, они упрощают ряд компонентов и систем автомобилей, чтобы использовать при выпуске меньше чипов.
В то же время создание электромобилей и более быстрый переход на них, чем ожидалось ранее, увеличивают спрос на чипы для автопрома. Так, в NXP Semiconductor говорят о планах нарастить отгрузки как минимум на 20% в денежном выражении в первой половине 2021 года по сравнению с первой половиной 2019 года, хотя производство автомобилей за этот период упало примерно на 10%.
В целом в Oxford Economics не рассматривают дефицит чипов как серьезную проблему для мировой экономики. Там подчеркивают, что нехватка таких компонентов в значительной степени стала результатом высокого спроса, отражающего активное состояние промышленного сектора. В компании довольно оптимистичны и ожидают, что большая часть «потерь» производства в целом будет компенсирована в конце года. «Потребители, которые не могут приобрести новый автомобиль, мобильный телефон или игровую приставку, могут дождаться их появления или потратить деньги на что-то другое»,— поясняют там.
Volkswagen считает чипы
Автоконцерн Volkswagen в четверг представил финансовую отчетность за первый квартал, итоги которого оказались для компании весьма успешными, несмотря на дефицит чипов. Выручка компании за отчетный период выросла на 13,3%, до €62,3 млрд, а прибыль после выплаты налогов составила €3,4 млрд — почти в семь раз больше, чем в первом квартале 2020 года. Вообще, квартал оказался одним из самых успешных в истории VW, это стало возможным благодаря хорошим продажам автомобилей класса люкс, в том числе Porsche и Audi, а также росту продаж в Китае. В целом производство выросло за квартал на 16,1%, до 2,3 млн автомобилей, продажи — на 20,5%, до 2,3 млн единиц.В то же время дефицит полупроводников, с которым столкнулось большинство автопроизводителей по всему меру, сказался и на VW, компании уже пришлось сокращать или приостанавливать производство на некоторых заводах. В VW предупреждают, что во втором квартале влияние этого дефицита может оказаться еще более выраженным. По словам гендиректора VW Герберта Дисса, в текущем…