Премьеру подают знаки соответствия
Новая упаковка может вызвать дефицит товара
Газета «Коммерсантъ» №100/В от 15.06.2021, стр. 10
Необходимость с 21 июня заменять знак соответствия для товаров, не имеющих регламентов ЕАЭС, в частности кормов для домашних животных и бытовой химии, грозит масштабными проблемами. Производители и ритейлеры предупредили премьера Михаила Мишустина о перебоях с поставками на месяцы, дефиците этих товаров и потерях «сотен миллиардов рублей». Участники рынка просят отсрочить вступление в силу требований до 2023 года.
Бизнес-объединения обратились к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отложить вступление требования по маркировке продукции знаком обращения на рынке (СТР) вместо действующего знака соответствия (РСТ). Копия письма от 10 июня есть у “Ъ”. Обращение подписали, в частности, руководители Ассоциации производителей кормов для домашних животных (АПК), Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Ассоциации компаний розничной торговли, «Русбренда».
Речь идет о приказе Минпромторга, вступающего в силу 21 июня 2021 года, который обязывает использовать знак СТР для товаров, в отношении которых не приняты технические регламенты ЕАЭС. Приказ затрагивает продукцию, срок действия декларации о соответствии которой истекает после 21 июня, и выводимые на рынок новые продукты. В итоге некоторые категории (корма для домашних животных и бытовая химия) могут исчезнуть из продажи на несколько месяцев, что грозит дефицитом, отмечается в обращении. Как пишут участники рынка, провал в объеме продаж оценивается в «сотни миллиардов рублей», а утилизация упаковки с текущей маркировкой неминуемо окажет негативное воздействие на окружающую среду. Сама же по себе замена знаков не несет никакой дополнительной ценности для потребителей, подчеркивается в обращении.
В конце мая участники АПК уже просили вмешаться в ситуацию вице-премьера Викторию Абрамченко. Тогда они опасались, что ограничения коснутся до 50% кормов, списание напечатанной упаковки приведет к потерям 550 млн руб., а вынужденная приостановка продаж — к ущербу более чем на 21 млрд руб. (см. “Ъ” от 1 июня). В аппарате госпожи Абрамченко уточнили, что обращение было направлено в Минпромторг и Минсельхоз. Но, как рассказывает собеседник “Ъ” в отрасли, оказалось, что для решения проблемы требуется законодательная инициатива правительства.
Теперь участники рынка просят Михаила Мишустина поручить «в срочном порядке» внести изменения в нормативные акты для отсрочки вступления требования по маркировке продукции знаком СТР до 1 января 2023 года и установления переходного периода для продукции, в отношении которой разрабатываются регламенты ЕАЭС. В Минсельхозе согласны, что решение вопроса о «достаточном переходном периоде» потребует внесения изменений в законодательство. В Минэкономики отметили, что выступали за «достаточный» срок для обращения продукции, ранее маркированной знаком РСТ. В Минпромторге заявили, что приказ уже содержит переходный период и соответствует законодательству. В аппарате правительства 11 мая сообщили, что письмо пока не поступило.
Исполнительный директор АППИК БХ Петр Бобровский говорит, что до сих пор нет разъяснений регуляторов, можно ли продолжать производство продукции со знаком РСТ после 21 июня, а также как быть с товаром, на который уже оформляются документы о подтверждении соответствия. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев добавляет, что пока единственным выходом остается нанесение наклеек с новым знаком, но процесс требует времени и также может привести к перебоям с поставками.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что обращение к премьеру выглядит как крайняя и вынужденная мера с целью придать проблеме значение с пометкой «срочно разрешить». Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин не исключает, что бизнес пытается оказать таким образом давление на Минпромторг. По его словам, установленные приказом министерства сроки могут быть изменены подписанием другого приказа того же министерства, а подготовка и принятие отдельного законопроекта потребуют не менее полугода.